2 ноября

2 ноября

Камни, из которых лучше всего делать талисманы – коралл, темно-дымчатый кварц, хризолит.

Именины 2 ноября у: Александра, Артемия, Герасима, Германа, Ивана, Леонида, Михаила, Николая, Павла, Петра, Федора

Православие — Артемьев день

Чтят память христианского святого Артемия Антиохийского, который жил в 4 веке и, при императоре Константине Великом был военачальником.

Правитель за усердную службу дал ему должность наместника Египта, после прихода к власти императора Юлиана Отсупника, в стране начались гонения на христиан, Святой Артемий выступил, раскритиковал действия императора, его за это арестовали и подвергли пыткам.

После многочисленных мучений Артемия обезглавили, а его тело перевезла в Константинополь антиохийская диакониса Ариста и погребла святого в храме Иоанна Предтечи.

Частицы мощей мученика находятся с 1073 года в Киево-Печерском монастыре.

На Руси издревле об избавлении от случайной смерти молят святого Артемия. Его считают защитником от разных болезней. Военачальники и атаманы также почитают Артемия своим покровителем.

В народе существовало поверье, что того, кто родился в это день, защищает мать — волчица и он является близким по духу лесным зверям и птицам.

К деревням с этого дня начинали приближаться волки. О будущей погоде люди судили по их поведению — считалось — если волки в этот день воют, то вскоре наступят сильные морозы.

 

Магия

В народе волк ассоциировался с плодородием. В облике волка иногда «видели» духа полей и хлеба: в ветряную погоду нередко сказывали: «Ржаной волк бежит по полю».

Существует легенда, которая  гласит, черт вылепил волка из глины или вытесал из дерева, но не мог его оживить, и тогда сам Бог вдохнул в волка жизнь. Оживленный зверь напал на черта и с тех пор черт стал хромым.

В славянские времена на Руси волк считался животным Хорса, бога огня и домашнего очага (второе название волка – хорт), также ему покровительствовал и Велес.

Волк у наших предков был мистическим и сказочным существом, можно вспомнить, как часто волк выручал Ивана-царевича. Он так же является связующим между явным и потусторонним мирами. Между простыми людьми и богами; к примеру, у сербов было поверье, что волк способен посещать мертвых, а при встрече с волком иногда призывали умерших, поэтому волков могли принимать за «живых мертвецов».

Волк, так же как прочая нечисть, моментально отзывается на свое имя, поэтому лишний раз его не упоминали, чтобы не навлечь беду, у него было много прозвищ — «серый», «бирюк», «кузьма» и прочие. Однако даже их старались не произносить.

Изначально полагали, что обращение в волков происходит два раза в году — на коляду и во время летнего солнцестояния.

Набеги волков на стадо часто расценивались пастухами как необходимая жертва, считалось, что волками распоряжается леший, кормит их и позволяет задрать определенную скотину в стаде. Это обязательно принесет удачу: потусторонние силы будут в дальнейшем оберегать скот. Иногда, чтобы задобрить лешего, овцу или корову специально оставляли в чаще леса.

Северные оленеводы почитали волка, видя в нем сверхъестественное существо. Они не убивали волков, думая, что остальные отомстят и истребят всех оленей. Волчьи черепа они хранили вместе с другими священными предметами.

Волчий клык и коготь широко применяются в качестве оберегов и амулетов. Чтобы волк не тронул пасущийся скот, совершались различные магические обряды и читались заговоры на защиту животных. Клали в печь железо, втыкали нож в стол или накрывали камень горшком, приговаривая: «Моя коровка, моя кормилица надворная, сиди под горшком от волка, а ты, волк, гложи свои бока»; когда выводили скот на выпас, покупали новые замки и закрывали их, а ключи прятали, имитируя закрытие волчьей пасти; обращались к Лешему с мольбами, как к хозяину волчьей стаи. При входе в лес, крестьяне шептали спасительные молитвы, чтобы не повстречать лютого зверя. Если же сталкивались с волком, изо всех сил пытались молчать и сохранять спокойствие, даже притворялись мертвыми или же, напротив, показывали волку кукиш; иногда кланялись, вставали на колени, просили сжалиться и не трогать.

Волк, пробежавший около деревни или перебежавший дорогу, предвещал удачу и счастье. А вот волк, появившийся в самом поселении, считался знаком неурожая. У сербов, наоборот, встреча с волком подразумевала изобилие и сытость. У татарского народа волк, был предвестником безмятежности и спокойствия (об успешном человеке и сейчас говорят – «бэресе улыб», то есть «его волк воет»).